Басня о петухе и жемчужном зерне

Примерные вопросы для анализа - Почему эти басни сопоставимы? Обобщая ответы учащихся, скажем, что басни рассказывают о сходном поведении героев, об их сходных нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать. Басня Эзопа написана в прозе, басня Крылова - в стихах. Персонажи - насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создает образ ленивой и легкомысленной, ищущей только развлечений Стрекозы.

Предложите учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: легкомыслие, беспечность, поверхностность, бездумность, высокоумие, безветрие. У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что летом ему приходится много работать, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова стрекоза в вихре веселья не замечает, что кто-то работает даже летом. Басни показывают преимущество трудолюбия и опасность безделья и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова - настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует постоянные эпитеты, характерные для русского фольклора: красное лето, злая тоска, чистое поле. Расскажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал истинно русскую, народную басню. Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавились от своих недостатков.

Поэтому нравоучение всегда вытекает из содержания басни. В рассматриваемых нами баснях морализаторство вытекает из содержания и выражается в последних словах Эзопа и последних двух строках Крылова без предостерегающего суждения. Примечание Чаще всего нравоучение выделяется в басне как самостоятельная часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Прочитайте басню Крылова "Петух и жемчужное зерно", выделите нравоучение морали. В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди.

В баснях

Животные, растения, предметы и явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, человеческими качествами: даром речи, чувствами и мыслями.

В баснях есть понятие олицетворения.

Понятие олицетворения вводится пятиклассниками при изучении мифов и сказок. Следует подчеркнуть, что олицетворение - один из постоянных художественных приемов в сказках, баснях и других литературных произведениях. Нравственные качества людей в баснях аллегорически изображаются в образе животных: хитрость как у лисы, жадность, жестокость выступают в обличье волка, коварство - в виде змеи и т.д. Хитрость, жадность и лень - все это абстрактные понятия.

Художественный прием изображения абстрактных понятий в конкретных образах животных, растений, предметов, явлений природы называется аллегорией. Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека - якорь и т.д. Есть и другое название аллегории - эзопов язык. Критик В. В воспроизведении национального и народного колорита заключается новаторство Крылова-баснописца.

Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения. Точные и лаконичные изречения-афоризмы из его басен вошли в сокровищницу русского языка. Крылов также создал оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди. Важно Прочитайте басню "Волк на псарне" сначала про себя, а затем выразительно вслух.

Прочитайте басню.

Возможно организовать чтение по ролям. Многие басни Крылова были написаны по определенному поводу, и современникам баснописца было ясно, в чей огород брошен камень. В то же время персонажи басен имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и сегодня. Так, басня "Волк на псарне", написанная в году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк - это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что попал в ловушку, и послал Кутузову предложение о мире, заверив русского полководца, что хочет мира.

Кутузов отклонил предложение завоевателя и в победных сражениях освободил Россию от врагов. Ловцом в басне является Кутузов. В чем смысл этого сравнения? Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие между внешним видом волка и его речью указывает на его хитрую злобу, замаскированную показной доброжелательностью.

Скажем, что волк воспринимает псарню как ад по Библии - место наказания и вечных мук для грешников. Другими словами, волк сам осознает правомерность наказания за совершенное им зло и пытается избежать его хитростью. Ловец вождя псов изображен как смелый, мудрый человек, наделенный жизненным опытом: Ты седой, друг, и я седой, И твою волчью натуру Я давно знаю... Домашнее задание.

Домашнее задание

Прочитайте басни в учебнике. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басни? Какие слова стали афоризмами? Закрепление изученного материала можно провести в форме самостоятельной работы учащихся на следующем уроке небольшие басни даются на карточках для анализа в форме письменной работы.

Рассказ Крылова "Петух и жемчужное зерно". В чем сходство и различие между этими баснями? Запишите свои суждения.

Петух и алмаз Петух, как обычно, раскапывал навозную кучу, и когда он раскопал алмаз, то подумал: "Если бы ювелир нашел эту блестящую безделушку, она бы ему пригодилась; но ячменное зерно было бы для меня во сто крат лучше".

Эзоп VI c. Что за вещь пустая! Не глупо ли, что ее так высоко ценят? Невежды судят точно так же: То, чего они не понимают, - все их пустяки. Крылову следует объяснить значение слов невежда грубый, дурно воспитанный человек и невежда малообразованный, маловоспитанный человек.

Публикация этой статьи осуществлена при поддержке компании Dantex Industries Ltd., британского производителя климатической техники нового поколения. Совет Когда речь заходит о чиллерах, используемых для центрального кондиционирования производственных помещений, объектов инфраструктуры, коммерческой или жилой недвижимости, возникает вопрос, какая марка чиллеров лучше - Trane, Dantex или любая другая, представленная на российском рынке?

Ответ на этот вопрос можно получить, внимательно изучив технические характеристики и стоимость чиллеров или обратившись к специалистам компании. Басня из школьной программы Басня о петухе, нашедшем жемчужину, в очередной раз обращает наше внимание на поверхностно мыслящих людей, которые не находят смысла и необходимости в том, чего не знают, и отметают как ничто все, что выходит за рамки их интересов и знаний.

Мораль строк великого баснописца такова: не стоит отрицать полезность всего, что не входит в круг ваших интересов или обязанностей.


Навигация

thoughts on “Басня о петухе и жемчужном зерне

  1. Могу предложить Вам посетить сайт, на котором есть много статей по этому вопросу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *