География 10 11 класс максаковский

Белинский Предыстория: пять поколений школьных учебников. В советское время созданию теории школьных учебников придавалось большое значение. Усилиями сначала Академии педагогических наук, а затем Российской академии образования была создана общая теория школьного учебника.

В ее основе лежало положение о том, что учебник является своеобразным сценарием учебного процесса и должен выполнять две основные функции: как источник знаний и как источник навыков для самостоятельной работы учащихся.

Составители "Школьного учебника Зуева"[1] и серии томов "Проблемы школьного учебника", выпущенной тем же издательством. На этой основе специалисты разных профессий создали частные теории школьных учебников по отдельным предметам, в том числе и по географии.

Имена этих ученых и методистов по географии всем хорошо известны. В действительности же формирование теоретических и эмпирических основ учебника географии заняло несколько десятилетий, пройдя в этом процессе ряд этапов.

Согласно некоторой условности этого предположения, хотелось бы выделить пять поколений школьных учебников географии, советского и постсоветского периодов, каждое из которых имело и имеет свои отличительные особенности.

Барков, А. Половинкин, С. Чефраков, Н. Баранский, И. Вийтвер и некоторые другие широко известные авторы. Особо следует отметить учебники И. В начале х годов все граждане нашей страны изучали географию по учебникам этого поколения в предвоенные годы, литература о них поистине обширна.

Прежде, в начале х годов все граждане нашей страны изучали географию.

К сожалению, в конце х - начале х годов это дало повод известному ученому-географу Д. Арманду написать о "поразительном застое школьной географии, отстающей от современной географической науки на полвека"

.

Второе поколение учебников географии было создано после начала школьной реформы года. Отныне учителя и ученики стали работать по учебникам Н. Максимова, П. Счастнева, В. Коринской, А. Соловьева, И. Матрусова, К. Строева, М. Ковалевской, В. Ром, В. Максаковского, возглавлявших авторский коллектив кафедры экономической географии МГПИ.

Второе поколение учебников было создано после начала реформы географии.

Все эти учебники использовались в нашей школе почти два десятилетия и, можно сказать, тоже выдержали испытание временем. К тому же они относились к категории "стабильных" учебников, по которым училась вся страна, и издавались огромными тиражами.

Кроме того, у учебников этого поколения была своя доля недостатков. Стремление "не заучивать" учебный материал привело к тому, что основа учебника 8-го класса по экономической географии зарубежных стран была буквально напичкана мировоззренческими идеями эпохи холодной войны. Был нарушен витверовский принцип географической непрерывности: Монголия, Вьетнам, Северная Корея и Куба были вырваны из естественного контекста в разделе "Социалистические страны". Реформа года вызвала к жизни третье поколение учебников географии.

Можно утверждать, что на этом этапе была создана во многом новая научно-методическая концепция школьной географии, направленная на устранение морального износа, который со временем появился во втором поколении учебников по этому предмету. Речь шла о более глубоком раскрытии законов географической науки, идей географического синтеза, более полном проявлении конструктивной, прикладной направленности современной географии, совершенствовании отбора и обобщения учебного материала.

Немаловажное значение имела и первая глубокая разработка фундаментального вопроса о географической культуре[2]. Все эти новации так или иначе нашли отражение в учебниках Т. Герасимовой, Г. Грюнберга и Н. Неклюковой, В. Коринской, И. <Душиной и В. Щенева, В. Сухова, А. Даринского, В. Дронова, В. Максаковского, Ю. Яковлева, В. Яковлева, В. Яковлева, В. Яковлева и др. Важно отметить, что на этом этапе начался переход, хотя и очень робкий, к плюрализму школьных учебников географии. Но некоторые традиционные недостатки всех поколений учебников советской эпохи сохранились и в этом поколении.

В этом поколении учебники советской эпохи не были одинаковыми.

Например, преобладание "советской" модели учебника, для которой было характерно сосредоточение на тексте в ущерб внетекстовым компонентам учебника. Или недооценка формы подачи материала, что заметно снижало интерес студентов к предмету. Например, в экономической географии слишком догматичное восприятие знаменитой "схемы Баранского" при забвении его же рекомендации о том, что "апелляция к мозгу обязательно должна дополняться апелляцией к эмоциям". [3, с.

.

Несмотря на все эти трудности, с помощью Фонда Сороса и других филантропических источников, новое поколение учебников все же было создано, в первую очередь с помощью Национального фонда подготовки кадров, который объявил тендер на эти учебники.

Общий обзор их был дан в свое время Г. Аксакаловой [4], которая охарактеризовала несколько программ, по которым создавались учебники этого поколения, а также сами учебники, написанные Т. Герасимовой и Н. Суховым, О. Крыловой, Д. Финаровым, Н. Петровой, Е. Раковской, И. Бариновой, В. Ром, В. Дроновым, А. Алексеевым, В. Николиной, В.

Учебники нового поколения были созданы при поддержке НФПК.

Максаковский, А. Несомненно, все вышеперечисленные авторы провели серьезные научно-методические исследования, стараясь учесть положительный опыт предыдущих поколений учебников географии и внести новые, прогрессивные идеи.

Но на этом этапе не был решен практически самый важный организационный вопрос. Как и прежде, каждый учебник географии разрабатывался своим автором или группой авторов, зачастую без достаточной координации с соседними курсами. В результате получалось как у Булата Окуджавы: "Каждый пишет, как слышит...". Кроме того, при сравнении параллельных учебников неизбежно возникает "проблема гоголевской Агафьи Тихоновны": "Вот бы губы Никанора Ивановича к носу Ивана Кузьмича, вот бы у него была та развязность, которая есть у Балтазара Балтазаровича...". Что касается пятого поколения учебников географии, то из всего этого следует, что оно было создано уже в е.

Недавно мне довелось проанализировать ситуацию в современной школьной географии, включая ее содержательные, структурные и методические инновации [5]. В той статье были затронуты и некоторые аспекты, непосредственно связанные со школьными учебниками. Например, о плюрализме учебников географии и его разумных пределах.

Или о долгожданном переходе к комплексному изучению географии России, который впервые осуществили А. Даринский, В. Дронов, В. Ром, И. Баринова и А. В этой статье говорится и о другом, безусловно, положительном заимствовании зарубежного опыта

.

При пропаганде этого опыта много лет назад я обратил внимание на то, что на Западе школьные учебники обычно издаются сериями, либо для всех классов, либо для отдельных классов, которые, как правило, имеют единую редакционную коллегию во главе с главным редактором, что позволяет достичь единства серии по содержанию и форме. Это не исключает существенных различий между европейской и американской моделями учебников географии, которые я также подробно описывал десять лет назад [6].

И вот свершилось! Учебники по географии пятого поколения все издательства стали выпускать не иначе как в линию. Но этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд, и мы хотим разобраться в нем.

Современные линии учебников для неполной средней школы. Многие издательства уже выпускают такие линии, создавая между собой реальную рыночную конкуренцию. Начнем, пожалуй, с издательства "Дрофа", которое взяло на себя инициативу по выпуску трех независимых линий учебников. Первая из них выходит под названием "Классическая линия учебников". Что ж, идея продлить жизнь некоторым учебникам, скажем, третьего поколения вполне одобряема.

В конце концов, настоящий учебник формируется не годами, а десятилетиями. Классические советские учебники по математике - Киселёв, Рыбкин, учебник физики Перышкина, учебник географии Вытвера - были итогом жизни их авторов, а последующие учебники часто оказывались хуже.

Навигация

thoughts on “География 10 11 класс максаковский

  1. Скажите мне, пожалуйста - где я могу найти больше информации по этому вопросу?

  2. Спасибо за информацию по теме. Не обращайте внимания на ботов. Просто затирайте их и все.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *