Луч света в темном царстве конспект

Луч света в темном царстве Статья посвящена драме Островского "Гроза".

В начале статьи Добролюбов пишет, что "Островский глубоко понимает русскую жизнь".

Затем он анализирует статьи об Островском других критиков и пишет, что им "не хватает прямого взгляда на вещи". Затем Добролюбов сравнивает "Грозу" с драматическими канонами: "Предметом драмы непременно должно быть событие, в котором мы видим борьбу между страстью и долгом - с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг"

Добролюбов сравнивает "Грозу" с драматическими канонами.

В драме также должно быть единство действия, и она должна быть написана высоким литературным языком. Катерина, эта преступница, предстает перед нами в драме не только не в достаточно мрачном свете, но даже с отблеском мученичества. Она так хорошо говорит, так жалко страдает, все вокруг нее так плохо, что вооружаешься против ее угнетателей и тем самым в ее лице оправдываешь порок.

Таким образом, драма не выполняет своей высокой цели. Все действие идет вяло и медленно, потому что оно загромождено сценами и лицами, которые совершенно не нужны. Наконец, и язык, на котором говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека". Добролюбов проводит это сравнение с каноном, чтобы показать, что подход к произведению с готовым представлением о том, что в нем должно быть показано, не дает истинного понимания.

Истина не в диалектических тонкостях, а в живой правде того, о чем рассуждаешь. Нельзя сказать, что люди злы по своей природе, и поэтому нельзя принимать для литературных произведений принципы, подобные тому, что, например, порок всегда торжествует, а добродетель наказана". Далее автор обращается к другим критическим статьям о "Буре", в частности к статье Аполлона Григорьева, который утверждает, что главным достоинством Островского является его "народность".

Григорьев ничего не объясняет, и поэтому его замечание показалось нам очень забавным. Далее Добролюбов переходит к определению пьес Островского в целом как "пьес жизни": "Мы хотим сказать, что у него общая атмосфера жизни всегда на первом плане.

Он не наказывает ни злодея, ни жертву. Вы видите, что их ситуация доминирует над ними, и вините их только за то, что они не проявили достаточно энергии, чтобы выбраться из нее. И именно поэтому мы не решаемся считать ненужными и лишними те лица в пьесах Островского, которые не принимают непосредственного участия в интриге.

С нашей точки зрения, эти лица так же необходимы пьесе, как и главные: они показывают нам обстановку, в которой происходит действие, они рисуют ту позицию, которая определяет смысл деятельности главных героев пьесы.

Необходимость "лишних" лиц второстепенных и эпизодических персонажей особенно ярко проявляется в "Грозе". Автор анализирует внутреннее состояние героев "темного царства" "Все как-то неспокойно, нехорошо им. Рядом с ними, не спрашивая их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя она еще не видна хорошо, но уже насылает дурные видения темного произвола самодержцев". И Кабанова очень серьезно опечалена будущим старого порядка, с которым она отжила свой век.

Она предвидит их конец, старается сохранить их значение, но уже чувствует, что прежнего благоговения к ним нет и что при первой возможности они будут отброшены.


Навигация

thoughts on “Луч света в темном царстве конспект

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *